Вербовка подростков и молодежи

Существует множество определений терроризма. Вот одно из них: терроризм - способ достижения политических целей путём диверсий, шантажа жизнями заложников и нагнетания страха в обществе. Терроризм абсолютизирует роль насилия. Для террористов насилие – это и способ влиять на общество в необходимом направлении, и форма демонстрации несогласия с устоявшимися правовыми, моральными, социальными нормами.

Мы всё чаще сталкиваемся с тем, что провокаторы склоняют россиян к терроризму и другим серьезным преступлениям; часто это происходит в социальных сетях и мессенджерах. В группе риска - подростки и молодежь. Почему именно они?

Дело в том, что вовлечь юных граждан в террористическую деятельность злоумышленникам намного легче, чем заставить сделать нечто противозаконное взрослого человека. Дети в подростковом возрасте остро переживают несправедливость. Они стремятся завоевать признание окружающих, стараясь доказать свою взрослость, вступают в группы, которые ассоциируются у них с силой и независимостью. Личностная незрелость, отсутствие жизненного опыта, непонимание глубинных политических процессов сливается с излишней эмоциональностью, импульсивностью, желанием проявит себя, почувствовать свою принадлежность к группе. В силу свойственной этому возрасту самоуверенности они чаще склонны считать, что могут не попасться правоохранительным органам и уйти от ответственности. В подобные истории часто попадают вовсе не трудные подростки. Наоборот, в группе риска — домашние, неуверенные в себе ребята, которым сложно наладить контакт со сверстниками.

При этом вербовщики в первую очередь используют такую особенность подростков и юношей, как тяга к героизму, приключениям, преодолению различных преград и юношеский интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «народных мстителей» и тому подобное.

 
В век новых информационных технологий социальные сети превратились в мощный инструмент управления сознанием и поведением молодых людей, в том числе и подростков. Этот инструмент активно, а главное, эффективно влияет на общественное мнение как в России, так и за рубежом. Террористические организации используют любые коммуникационные возможности для пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников.

Вот почему главным инструментом вербовки в террористические организации в современное время стали социальные сети и мессенджеры, основными потребителями контента которых является молодежь.

Подростки и молодые люди ведут свои страницы открыто, они чаще публикуют персональную информацию, демонстрируют те или иные свои взгляды, ярко реагируют на тот или иной политический или околополитический контент, при этом не всегда могут отличить фейковые новости от реальных.

Экстремистские организации активно используют большие преимущества соцсетей для вовлечения молодых людей в свои ряды. Это и простота доступа к информации, и независимость от географического расположения, и неограниченная потенциальная аудитория, и небольшие финансовые и материальные затраты. А еще анонимность общения, высокая скорость передачи информации, мультимедийность среды, позволяющая комбинировать различные типы передаваемой информации (текстовую, графическую, аудио и видеоматериалы).

         При этом соцсети позволяют провокаторам свободно собирать интересующие их данные и ещё на этапе планирования "вербовки" анализировать личные страницы потенциальных жертв, выбирая тех людей, которые демонстрируют активность, определенные политические, религиозные или иные взгляды, и в то же время не имеют четких личностных позиций.

Большинство вербовщиков - тонкие психологи, обученные техникам и методикам воздействия на психику людей. Выбор методов у вербовщиков чрезвычайно широк: от психологических манипуляций и пропаганды до прямых угроз и шантажа.

Психологи выделяют ряд техник, которыми пользуются сетевые провокаторы:

  • Изучают страницу потенциальной жертвы, находят её слабые стороны (одиночество, конфликты с родителями или сверстниками, желание нравиться или много зарабатывать).
  • Набиваются в друзья, искренне интересуются жизнью подростка, называют его лучшим другом, родственной душой, второй половиной.
  • В случае необходимости предлагают сочувствие, помощь, искреннюю поддержку.
  • Рассказывают некие романтические истории с хорошим концом, делая акцент на том, что знают, как добиться такого же успеха.
  • Проверяют готовность человека идти на жертвы, начиная давать мелкие несущественные поручения (передать кому-то вещь, получить посылку).
  • Берут на слабО, но не напрямую, а тонко провоцируя (например, рассказывают о каких-либо условных подвигах, уточняя — на подобное мало кто способен, таких людей, наверное, не существует).
  • В обмен на всё, что они якобы сделали для жертвы, просят сделать что-то серьёзное и для них. Увы, если жертва дошла до этой стадии, она, скорее всего, даже не будет сопротивляться.

Чаще всего манипуляторами оказываются взрослые люди, которые в том числе могут выдавать себя за ровесников жертв. Познакомившись с подростком в соцсети, такой человек начинает активно делиться с ним некими знаниями о жизни, причём делает это талантливо и захватывающе. Его цель на данном этапе — стать для ребёнка авторитетом, кумиром, вытеснив с этой позиции родителей, учителей, других значимых взрослых».

Психологи обращают внимание: очень важно подобный момент не упустить — сын или дочь могут и не рассказывать родителям о новом знакомом, а вот захватившей их ум информацией делиться, скорее всего, начнут (пусть даже в виде мимолетных высокомерных реплик). Чувствуете, что ребёнок внезапно начал активно высказываться на темы, ранее его не занимавшие? Не паникуйте и, главное, не отмахивайтесь — лучше спросите, почему он так думает, на какие источники опирается. Уже один такой разговор (только без наездов и назиданий) поможет разобраться, что происходит с человеком. И продумать дальнейший план действий.


РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО:

  • заранее проинформировать детей и подростков обо всех возможных рисках и угрозах сети Интернет, в том числе о наличии активной деятельности по вербовке в террористические организации;
  • научить ребенка не отвечать на сомнительные предложения и сообщения в социальных сетях и быть подозрительным, если требуют сохранить «тайну переписки» (общения) и не сообщать родителям;
  • спрашивать или аккуратно проверять, с кем ведет переписку ребенок в личных сообщениях;
  • обращать внимание на поведение и новые интересы ребенка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе;
  • обращать внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия;
  • создавать семейные традиции, возможности для получения позитивных эмоций вне Интернета (путешествия, выставки, музеи, походы, праздники, творчество, хобби), комфортные условия проживания и позитивные взаимоотношения с ребенком;
  • поддерживать контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителями.

КАК РЕАГИРОВАТЬ ПОДРОСТКУ?

  • сообщать о любых предложениях и (или) подозрительных новых знакомых родителям или педагогам;
  • прежде чем репостить какую-то информацию в социальной сети, проверьте на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, вдруг она внесена в список запрещенных;

сообщить в правоохранительные органы (тел. 102).

По материалам сайтов:

https://ломоносов.78.мвд.рф/news/item/48455924

https://kcso13.eps74.ru/Publications/News/OnPrint?id=1448

https://mel.fm/vospitaniye/eksperty/1527049-kak-ponyat-chto-rebenka-verbuyut-v-seti-i-chto-delat-esli-podozreniya-vas-ne-obmanuli

https://ubmr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3082:beskontaktnaya-verbovka-kak-terroristy-zamanivayut-molodezh-cherez-sotsseti&catid=8&Itemid=101

На этой странице
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике.