









Нет ничего более важного, чем сказанные вовремя слова поддержки. Слово несёт в себе дух, оттого в нём и сила, способная воодушевить павшего духом. Это прекрасно понимали советские писатели, на чью долю выпали тяжёлые испытания Великой Отечественной войны. И многие из них заплатили самую высокую цену за нужные, правдивые слова поддержки своим соотечественникам.
Только в первые дни войны из московской организации писателей ушла на фронт почти треть.
Константин Симонов, Александр Твардовский, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Константин Паустовский, Илья Эренбург, Борис Полевой, Александр Фадеев и еще многие авторы служили корреспондентами в газетах «Красная звезда», «Во славу Родины», «Комсомольская правда», «Правда», «Известия». При газетах даже была учреждена особенная должность – писатель.
А всего в действующей армии служило больше тысячи писателей – и из них почти половина не вернулась с фронта. Такой оказалась цена за Слово о войне.
Писатели Великой Отечественной войны своими глазами видели то, о чём писали. Они выезжали на линию фронта, встречались с солдатами, вместе с армией входили в освобожденные города.
Эрнест Хэмингуэй заметил как-то:
«Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идёт на фронт искать правду, он может вместо неё найти смерть. Ho если едут двенадцать, а возвращаются только двое — правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искажёнными слухами, которые мы выдаём за историю».
Для прозы в военные годы было важно оперативно реагировать на новости с фронта, быть лаконичным и доходчивым. Поэтому самыми популярными жанрами были публицистическая статья и корреспонденция, фронтовая хроника. Однако во время Великой Отечественной войны авторы писали и более крупные произведения.
Давайте вспомним некоторые из этих произведений. Это книги, мимо которых нельзя пройти и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне.
Борис Горбатов «Непокорённые» (1943). Повесть об удивительной стойкости и ментальной закалке жителей многонационального Донбасса написана по горячим следам, сразу после освобождения Донбасса. Б. Горбатов, сам уроженец Донбасса, во время Великой Отечественной войны служил военным корреспондентом в газете "Во славу Родины" Южного фронта. 14 февраля 1943 года войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н. Ф. Ватутина освободили г. Ворошиловград (сейчас Луганск). Горбатов вошел в родной город вместе с армией. Писатель в те дни много общался с горожанами и участниками подполья. «У меня, - пишет Горбатов, - оказался огромный человеческий материал, страшный в своей обыденности». Из этих историй родилась повесть.
Повесть писалась очень быстро, это объясняется военным временем, заставлявшим забыть о художественном лоске. Уже в мае 1943 года первая часть повести под названием «Семья Тараса» была опубликована одновременно в газете «Правда» и журнале «Октябрь». Название «Семья Тараса», позже ставшее подзаголовком повести, не случайное. Оно вызывало прямые ассоциации со знаменитым гоголевским «Тарасом Бульбой» - особенности стиля повести, имена персонажей, некоторые повороты сюжета также указывают на то, что Горбатов целенаправленно устанавливал своеобразную перекличку литературных произведений и исторических эпох.
В центре повести Бориса Горбатова семья заслуженного мастера-заводчанина Тараса Яценко. Семья и завод – вот чем была жизнь Тараса. Но фашисты вступили в город. Тарас, старый рабочий, мастер, у которого три сына на фронте, пытается отгородится от страшной правды. Но - правда сама стучится в дверь. Сперва на немецкую биржу труда требуют Антонину, невестку Тараса. Затем - самого Яценко, для работы на заводе. Тарас и другие старики объявляют себя "черными рабочими", хотя являются мастерами. Под конвоем их каждый день водят на обугленный, полуразрушенный завод, и они идут, не опуская голов, идут, - и нечего не делают, несмотря на крики и побои.
Что дальше? Замер город. Беда, нищета, боль пришли в него. Тарас встречает доктора Фершмана, который лечил всех его детей. На рукаве врача - повязка с желтой звездой... Медленно, торжественно кланяется Тарас этому человеку. Через несколько недель Фершмана и других евреев расстреляют рядом с шахтами...
Возвращается сын Тараса, Андрей. Но нет от этого отцу радости. Андрей бежал из плена, и теперь опустил руки, не хочет бороться. Молчит младшая дочка старика - Настя. А тот тревожится за нее. Выберет ли верный путь? А вдруг - как ее подружка школьная, Лиза, ставшая при немцах Луизой? Но - идет борьба. Где-то грохочет Сталинградская битва. И пусть фашисты кричат, что они взяли Сталинград, на гитлеровской сводке каждый день появляется листок, написанный детской рукой, с кляксами: "Не верьте Гитлеру!" Действует подполье. И руководит им старший сын Тараса - Степан. А жена Степана, Валя, переходит фронт...
В повести Бориса Горбатова «Непокорённые» прозвучали нужные слова поддержки, которые так необходимы в самую трудную минуту. Повесть оказалась художественно-документальной, отражающей народный подвиг и трагедию, говорящей об этом просто и ясно, по-человечески. Повесть раскрывает перед нами типы обыкновенных донбасских людей, сумевших сохранить внутреннюю свободу и духовную чистоту вопреки лжи вражеской пропаганды, вопреки физическому и духовному насилию.
Публикация повести была завершена осенью 1943 года, а в ноябре этого же года была издана отдельной книгой тиражом в полмиллиона экземпляров.
Повесть эта, пожалуй, необыкновенно созвучна современной донбасской трагедии.
Прошли десятилетия, война забылась в Донбассе. События Великой Отечественной войны стали легендарными, казалось бы, страшно далёкими. Но вернувшееся зло национализма натолкнулось в Донбассе на новое поколение непокорённых людей, не желающих жить с покорно согнутой спиной.
Александр Фадеев «Молодая гвардия» (1943-1945). Во время войны А. Фадеев работал фронтовым корреспондентом газеты «Правда» и «Совинформбюро». «Молодая гвардия» — это книга о подвиге Краснодонской подпольной комсомольской организации. Фадеев бережно работал с документами, опрашивал немногих оставшихся в живых членов краснодонского подполья, родителей подпольщиков и жителей города, прежде чем создать произведение о героическом подвиге подростков.
В основу сюжета легли реальные события. Главные герои романа - Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Олег Кошевой, Иван Земнухов — также реальные люди. События романа происходят в период с 1942 по 1943 годы в городе Краснодоне в Донбассе. Оставленный частями Красной армии шахтёрский город Краснодон оккупирован немцами. В ответ на злодеяния захватчиков молодые комсомольцы, бывшие школьники, создают подпольную антифашистскую комсомольскую организацию «Молодая гвардия». Организация ведёт скрытую войну: молодые ребята создают диверсионные отряды, распространяют антифашистские листовки и выпускают сводки Совинформбюро, казнят полицая Игната Фомина, освобождают группу пленных красноармейцев, выводят из строя немецкую технику и связь, сжигают немецкую биржу, и вместе с ней сгорают списки людей, которых немцы собирались угонять в Германию. В день годовщины Красного Октября молодогвардейцы развешивают советские красные флаги.
Гитлеровцам удалось выйти на след организации, и большинство ее членов были схвачены, подвергнуты страшным пыткам и казнены. Молодые люди стойко терпели все пытки и издевательства, принимая смерть героически и мужественно. В свои неполные двадцать лет они перенесли, узнали и сделали столько, сколько множество людей не сделало за всю жизнь.
Фадееву удалось показать главное, что поражало в истории "Молодой гвардии": несмотря на свою молодость и недостаток жизненного опыта, краснодонские комсомольцы сумели стать силой, реально противостоявшей оккупантам. Они противопоставили фашистскому "новому порядку" все лучшее, что в них было: юный энтузиазм, живость ума, бесстрашие, верность любви и дружбе, настоящий, а не показной патриотизм. Этих людей-героев помнят, уважают и любят до сих пор. Они подают пример отваги и смелости, призывают любить и защищать свою Родину до последнего вздоха.
В 2023 году роман «Молодая гвардия» был возвращен в школьную программу. По словам главы Комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, произведение вернули по просьбе родителей и преподавателей, в том числе жителей Луганской Народной Республики, — организация действовала на территории Донбасса, и это их историческое наследие. Казакова отмечала, что «Молодая гвардия» — «роман о подвиге сверстников сегодняшних школьников, о дружбе и предательстве, о справедливости и исторической правде».
Константин Симонов «Дни и ночи» (1943-1944). Константин Симонов широкому кругу читателей больше известен, как поэт. Его стихотворение «Жди меня» знают и помнят наизусть не только ветераны. Однако проза фронтовика ничуть не уступает его поэзии.
Повесть «Дни и ночи» о мужестве и героизме наших солдат в Сталинградской битве была издана в Москве Военным издательством в 1944 году. Действие повести разворачивается в период с первых чисел сентября до 19-го ноября 1942-го года - от первых дней обороны Сталинграда до начала советской наступательной операции "Уран", завершившейся окружением и уничтожением группировки немецко-фашистских войск на Волге. В армию защитников Сталинграда вливаются новые части, переброшенные на правый берег Волги. Среди них находится батальон капитана Сабурова. Сабуровцы яростной атакой выбивают фашистов из трех зданий, вклинившихся в нашу оборону. Начинаются дни и ночи героической защиты домов, ставших неприступными для врага...
Вся повесть олицетворяет жизнь на фронте во время Великой Отечественной войны - ее трудности, испытания и бесконечную борьбу за каждый дом и каждый метр земли. Роман показывает мужество и героизм советских воинов, их способность противостоять невероятным трудностям и никогда не сдаваться перед врагом.
По книге был снят одноименный фильм в 1944 году.
Алексей Толстой «Рассказы Ивана Сударева» (1942–1944). Это сборник рассказов о Великой Отечественной войне, в основу которого легли воспоминания партизан. А. Толстой встречался и беседовал со слушателями одной из военных школ — участниками Отечественной войны, которые рассказали писателю о боевых действиях на фронте и в партизанских отрядах в тылу у противника. Повествование ведётся от лица вымышленного персонажа Ивана Сударева.
В сборник входят рассказы «Странная история». «Как это началось», «Нина», «Ночью в сенях на сене», «Семеро чумазых» и «Русский характер», который завершает весь цикл. Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он – своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила – это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».
«Ночью в сенях на сене» — рассказ о крестьянском происхождении Сударева. Несмотря на отступление Красной армии перед фашистами, он верит в победу.
«Как это начиналось» — рассказ о том, как после сообщения о переломном моменте в войне, все население села Старая Буда пошло в партизаны.
«Семеро чумазых» — о танкистах и механиках, тех, кто продвигался с Красной Армией снова на запад, освобождая села. К ним присоединились бежавшие русские пленные.
«Нина» — рассказ об убитой в бомбежке жене командира. Он хотел отомстить за нее и погиб в бою.
«Странная история» — о Петре Горшкове, который был противником Советской власти, но отказался сотрудничать с немцами и ушел к партизанам.
«Русский характер» — о танкисте с обожженным лицом. Он называется другим именем, но мать и невеста узнают его. В основе сюжета лежит подлинная история танкиста, изувеченного огнем.
Александр Бек «Волоколамское шоссе» (1942-1944). «Волоколамское шоссе» — одно из центральных произведений в творчестве писателя. Впервые напечатана в 1943 году под названием «Панфиловцы на первом рубеже» в журнале «Знамя». Повествует о подвиге советских солдат и офицеров из 1-го батальона 1073 стрелкового полка 316-й дивизии (впоследствии 8-й гвардейской стрелковой дивизии) генерал-майора Панфилова, которые сражались и отдавали жизни в схватке с фашистскими захватчиками под Москвой на Волоколамском направлении осенью — зимой 1941 года. Повествование ведется от имени старшего лейтенанта, командира батальона Панфиловской стрелковой дивизии, Героя Советского Союза Бауржана Момыш-Улы.
В начале Великой Отечественной войны Александр Бек добровольцем ушёл на фронт, где воевал в составе Краснопресненской стрелковой дивизии народного ополчения Москвы. Позже он стал военным корреспондентом: таким образом, первые месяцы войны писатель провёл под Москвой, готовящейся к обороне, а затем — в войсках, оборонявших столицу. В начале 1942 года он поехал в дивизию имени Панфилова, уже отбросившую немецкие войска от подмосковных рубежей почти до Старой Руссы. Во время пребывания в дивизии писатель накапливал материал в беседах с бойцами Красной Армии. В этих беседах стал слагаться образ погибшего под Москвой генерала Панфилова, с его суворовской заботой о солдатах и его характерными выражениями: «Не торопись умирать — учись воевать», «Солдат умом должен воевать», «Солдат идет в бой не умирать, а жить», «Победа куётся до боя». Летом 1942 года Бек получил отпуск от журнала «Знамя» и сел за написание повести. Изначально были напечатаны первые две повести из четырёх, позже были дописаны две последние. Важнейшей, с точки зрения автора, является четвёртая повесть. В ней Бек описывает формирование новой тактики ведения оборонительных боёв.
Главные действующие лица повествования — бойцы отдельно взятого батальона из дивизии Панфилова. Батальоном командует комбат, казах по национальности — Бауржан Момыш-Улы. Для Бауржана, бывшего артиллериста, командира батареи, не имевшего опыта командования пехотным батальоном, 1941 год становится школой военного мастерства. Ему приходится решать судьбы своих солдат, объединить массу разрозненных людей в единый организм — боеспособную единицу, подчинить их своей воле. В результате отчаянных оборонительных боев батальон Момыш-Улы становится резервным в дивизии Панфилова и получает боевую задачу — как можно сильнее измотать врага и замедлить его наступление на Москву в районе Волоколамска. С поставленной задачей батальон справляется, несмотря на людские потери, количественное и качественное превосходство противника, сложнейшую ситуацию на фронте.
Валентин Катаев «Сын полка» (1944). Повесть Валентина Катаева «Сын полка» — одна из самых известных книг, написанных во время Великой Отечественной войны. В повести Катаев поднимает страшную тему детей во время войны. У главного героя Вани Солнцева погибла вся семья: родителей убили немцы, а жизни бабушки и сестры отнял голод. Но мальчик не желает отсиживаться в тылу, он хочет служить Родине. Двенадцатилетний сирота становится солдатом.
В наши дни история ребёнка, взятого на воспитание солдатами, кому-то может показаться слишком «литературной». Но на самом деле она почти документальная.
Работая фронтовым корреспондентом, Катаев однажды увидел мальчика, одетого в солдатское обмундирование. Оказалось, что таких «военных воспитанников» очень много.
Писатель вспоминал: «Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это — явление». Действительно, во время Великой Отечественной многие дети (не только мальчики, но и «дочери полка», девочки до шестнадцати лет) служили в воинских частях — помогали по хозяйству, работали в госпиталях и даже участвовали в боях. Некоторых принимали в армию официально. С согласия командира им выделялось довольствие, как взрослым военнослужащим: обмундирование, еда, заработная плата. Или же их оставляли жить при части, не зачисляя в состав подразделения. Тогда бойцы сами обеспечивали ребёнка всем необходимым.
Так появился замысел повести, которая была написана в 1944 году, а опубликована — годом позже, за три месяца до конца войны.
Звучное семейственное название «сын полка» вместо строгого «воспитанник» широко распространилось, скорее всего, именно благодаря повести Валентина Катаева.
Катаев всегда говорил, что конкретного прототипа у героя его повести не было, — Ваню Солнцева он придумал. Хотя после войны многие молодые люди утверждали, что образ «списан» с них. В этом нет ничего удивительного, ведь психология ребёнка, увидевшего войну, испытавшего её ужас, страстно желающего победы, передана Катаевым с большим мастерством.
Повесть была экранизирована дважды: в 1946 году (то есть через год после издания книги) режиссёром Василием Прониным и в 1981-м (для телевидения) — режиссёром Георгием Кузнецовым.
Александр Твардовский «Василий Теркин» (1942-1945). Поэма Твардовского «Василий Теркин» получила всенародное признание ещё в 1942 году, когда её первые главы были напечатаны в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину, солдату Великой Отечественной войны.
Поэма состоит из 30 частей, условно разделяясь на три части. Каждая глава —
небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством.
В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.
Повествование поэмы не связано с ходом войны 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.
Солдаты сразу признали главного героя произведения образцом для подражания. Василий Тёркин — обычный русский парень, который искренне любит Родину и свой народ, с юмором воспринимает любые жизненные тяготы и находит выход даже из самого трудного положения. Кто-то видел в нём товарища по окопу, кто-то давнего приятеля, а кто-то угадывал в его чертах себя. Образ народного героя настолько полюбился читателям, что даже после войны с ним не хотели расставаться. Именно поэтому было написано огромное количество подражаний и «продолжений» «Василия Тёркина», созданных уже другими авторами.
Нужно упомянуть некоторые произведения, написанные писателями-фронтовиками о Великой Отечественной войне после ее окончания
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» (1946). «Повесть о настоящем человеке» создал писатель, прошедший всю Великую Отечественную войну в качестве корреспондента газеты «Правда». Повесть написана на основе реальных событий, прототипом героя стал советский лётчик Алексей Маресьев, который был сбит в 1942 году во время наступательной операции Красной армии. Боец потерял обе ноги, но нашёл в себе силы вернуться авиацию и уничтожил ещё немало фашистских самолётов. Борис Полевой познакомился с лётчиком-истребителем Маресьевым на одном из участков Брянского фронта. Маресьев в день их знакомства совершил 7 боевых вылетов и сбил 2 вражеских самолёта. Полевой подробно записал в этот день его «историю с ногами».
Книга была написана быстро, всего за 19 дней, и сразу полюбилось читателю, ведь оно доказывало, что в жизни всегда есть место подвигу.
Михаил Шолохов «Судьба человека» (1956). В основе рассказа «Судьба человека» лежит реальная история, произошедшая с автором. В 1946 году Михаил Шолохов случайно встретил бывшего солдата, участника Великой Отечественной войны, который рассказал писателю о своей жизни. Судьба мужчины настолько поразила Шолохова, что он решил запечатлеть её на страницах книги.
В начале Великой Отечественной войны шофёр Андрей Соколов уходит на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в нацистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину он узнаёт, что его любимая жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Он сразу же возвращается на фронт не в силах больше находиться в родном городе. Из родных у него остался только сын, ставший офицером. В день победы Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. Несмотря на тяжёлые испытания, Андрей Соколов сумел сохранить силу духа. После войны герой находит в себе силы, чтобы начать новую жизнь и подарить надежду другому человеку — он усыновляет осиротевшего мальчика Ваню. В «Судьбе человека» личная история на фоне страшных событий показывает судьбу целого народа и твёрдость русского характера, который можно назвать символом победы советских войск над фашистами.
Константин Симонов «Живые и мёртвые». Одним из самых сильных романов писателя считается трилогия «Живые и мёртвые», состоящая из книг «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Первые две части романа были изданы в 1959 и 1962 году, третья часть — в 1971 году. Произведение написано в жанре романа-эпопеи, сюжетная линия охватывает временной интервал с июня 1941-го по июль 1944-го года.
Это не просто роман о войне: первая часть трилогии практически воспроизводит личный фронтовой дневник писателя, который как корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.
Первый роман трилогии - «Живые и мертвые» — охватывает первые, самые страшные месяцы войны — начиная с вторжения немецко-фашистских войск в Советский Союз и заканчивая декабрем 1941-го, когда Красная Армия встретила противника под Москвой и нанесла контрудар. Он написан на основе фронтовых записок К.М. Симонова и во многом перекликается с личным опытом автора.
Роман повествует о судьбе военного журналиста Ивана Синцова, который был старшим политруком, корреспондентом армейской газеты. Синцов едет на фронт не воевать, а писать статьи для газеты. Но повоевать ему приходится. И Синцов без колебаний берет в руки оружие и вступает в бой с немецкими захватчиками. После первых поражений он начинает понимать, что война будет совсем не простой. В этих боях, утратив личные документы, в том числе партбилет, возвращается на фронт рядовым. Синцов - совершенно штатский человек, типичный советский интеллигент в первом поколении. На войне он пережил два окружения и шесть ранений, в том числе два тяжёлых. У него погибла жена и без вести пропала маленькая дочь.
Вторым главным героем трилогии является комбриг, затем генерал Фёдор Фёдорович Серпилин, который за свою жизнь успел повоевать в Гражданскую войну, затем командовал бригадой, попал под репрессии, отсидел четыре года в лагере, снова вернулся в строй. При этом не озлобился на советскую власть, считая свой арест досадным недоразумением. Его образ собирательный, основным прототипом является полковник Семён Кутепов, с которым Симонов познакомился летом 1941 года под Могилёвом.
Оба героя не ропщут на судьбу, храбро сражаются с врагом.
Первая книга трилогии, «Живые и мёртвые», заканчивается описанием контрнаступления Красной Армии под Москвой и участия в нем подразделения Синцова и дивизии Серпилина.
Главная идея второго романа трилогии - «Солдатами не рождаются» - заключается в его названии: солдатами не рождаются, ими становятся в бою и борьбе.
В произведении показаны заключительные дни Сталинградской битвы, когда Советская Армия добилась коренного перелома в войне, погнала фашистов от Волги, чтобы закончить разгром их в Берлине. Во время Сталинградской битвы Синцов уже командует батальоном.
Книга "Последнее лето" является заключительной в трилогии "Живые и мертвые".
На этот раз автор описывает события, происходящие весной-летом 1944 года - это операция "Багратион" по освобождению Белоруссии. Действующие лица - все те же.
В 1944 году майор Синцов, какое-то время прослужив после очередного ранения и офицером оперативного отдела штаба армии, и даже адъютантом командующего, становится начальником штаба полка («Последнее лето»).
Многие литературоведы считают трилогию «Живые и мертвые» лучшим военным произведением Константина Симонова.
Роман «Живые и мертвые» имел оглушительный успех в Советском Союзе и уже в 1964 г. был экранизирован.
Борис Васильев «А зори здесь тихие…» (1968). Первая публикация повести состоялась в августовском номере журнала «Юность» за 1969 год. Повесть рассказывает о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны. В основе сюжета повести Бориса Васильева лежит реально совершённый подвиг времён Великой Отечественной войны: семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке, по которой доставляли для Мурманска снаряжение и войска. В живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». Уже во время работы над произведением автор решил заменить образы бойцов на женские, чтобы сделать историю более драматичной. В итоге получилась книга о женщинах-героинях.
События происходят в мае 1942 года. 171-разъезд расположен между фронтом и Мурманской дорогой к северу от блокированного Ленинграда. Комендант разъезда старшина Федот Васков и пять девушек-зенитчиц отправляются по следу немецких диверсантов, чтобы не дать им возможности занять стратегически важные точки. Однако оказывается, что вражеский отряд насчитывает 16 человек. Между отрядом Васкова и немцами происходят столкновения, в которых погибают остававшиеся с ним девушки. Раненый Васков остается один на один с врагом. Ему всё же удаётся захватить оставшихся в живых диверсантов в плен при помощи хитрости. Теряя сознание, раненый Васков приводит пленных на разъезд.
«А зори здесь тихие…» — книга-предостережение, заставляющая ответить на вопрос: «А на что готов я ради своей Родины?».
Василь Быков «Сотников» (1969). Замысел и сюжет произведения подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, который считался погибшим. В августе 1944 года, проезжая мимо румынского села, лейтенант Василь Быков увидел в группе пленных немцев человека, с которым когда-то служил в одном полку. В ходе разговора с пленным удалось узнать, что после ранения он попал в концлагерь, там — временно, как ему казалось, — согласился сотрудничать с власовцами и все эти годы прожил в ожидании удобного случая, надеясь сбежать. Случай так и не представился, и бывший однополчанин изо дня в день «увязал в отступничестве». Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств». В повести писатель выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)».
Два партизана – Рыбак и Сотников - попадают в плен, но у каждого свой путь. Сотников наотрез отказывается сотрудничать со следователем Портновым. Струсивший Рыбак соглашается вступить в полицию. При этом сам Рыбак вынужден сам стать палачом, по приказу приведя в исполнение смертный приговор Сотникову. Рыбак думает, что не станет изменником и скоро сбежит к партизанам, но потом понимает, что немцы связали его «ликвидацией» сильнее, чем ремнём.
Повесть фокусируется на внутреннем выборе, который на фоне войны перерастает в муки совести и попытки, не всегда удачные, сохранить достоинство. Быков показывает, что на войне не так просто отделить друга от врага. Тот, кто ещё вчера был с героем заодно, сегодня может оказаться его палачом.
Юрий Бондарев «Горячий снег» (1970). «Горячий снег» — ещё одна книга о войне, основанная на реальных событиях. Действие романа разворачивается под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию Паулюса. Юрий Бондарев описывает один день из жизни батареи лейтенанта Дроздовского, выбивавшей фашистские танки на подступах к Сталинграду зимой 1942 года.
Враги уже подошли к Сталинграду, и к ним спешит подкрепление. Помешать им дойти до города предстоит двум артиллерийским взводам. Солдаты должны дать отпор сотням немецких танков - немецких танковых дивизий Манштейна (57-й танковый корпус в составе четырёх дивизий, в том числе двух танковых в 400—450 немецких танков).
После боя от взвода Кузнецова осталось три человека, не считая его самого, и одно орудие. Бойцы отражают натиск танков вермахта более суток. Они попадают в окружение, остаются всего с 7 снарядами, которые удалось найти возле раздавленной танком второй пушки. Но артиллеристы смогли продержаться до того момента, когда советские войска перешли в контрнаступление и отбросили немцев. Сражение, описанное в романе, решило исход всей Сталинградской битвы.
В 1972 году по роману «Горячий снег» был поставлен одноимённый фильм.
Борис Васильев «В списках не значился» (1974). Борис Васильев добровольно отправился на фронт, когда ему было всего 17 лет. «В списках не значился» — история о тех, чей подвиг остался в памяти, но чьи имена утеряны. О солдатах, которые шли в бой, не рассчитывая на славу. Действия разворачиваются в 1941 году в Бресте — городе, который одним из первых принял на себя удар врага. Герой произведения Николай Плужников оказывается в Брестской крепости вечером накануне войны и по собственной воле становится её защитником. Последним защитником: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я — последняя её капля». Через 9 месяцев у бойца закончились патроны, и только тогда Плужников вышел наверх. Такое мужество русского лейтенанта не просто наводило ужас на фашистов, оно вызывало уважение у противника.
До сих пор герой повести Бориса Васильева считается символом всех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу. В повести «В списках не значился» автор не щадит читателя, он описывает войну в страшных подробностях, которые невозможно читать без душевной боли.
Сейчас, когда всё наше общество отмечает юбилей Победы в Великой Отечественной войне, мы мысленно возвращаемся к тем памятникам мужественного Слова, которые прозвучали в самое необходимое время. И вновь перед нами оживают те судьбоносные дни. Но ужасы войны прошлой оживают не только в нашей памяти. Украину охватил страшный вирус национализма, и Донбасс, как многие десятилетия назад, вновь в огне войны.
Новая война отчётливо показала истинный патриотизм и истинное человеколюбие. Донбасс, охваченный огнём, живёт, Донбасс непокорён. И современные российские писатели также откликнулись своими стихотворениями, рассказами, очерками - чтобы в Донбассе прозвучало Слово утешения и поддержки, Слово единства и родства.